Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Колдер Александр


(по-английски Alexander Calder, 22 июля 1898 г., Лоунтон, Пенсильвания — 11 ноября 1976 г., Нью-Йорк)

А. Колдер (К. ван Вехтен, 1947 г.) Американский скульптор, который приобрел всемирную известность замысловатыми фигурами из проволоки и т.н. «мобилями» — кинетическими скульптурами, которые приводятся в движение электричеством или ветром. Один из основоположников направления кинетического искусства. Творчество Колдера, ведущего представителя американского модернизма, в целом проникнуто духом упадочного иррационализма. Но в его подвесных подвижных конструкциях из железных листов и проволоки, образующих при движении различные композиционные варианты, подчас проявляются изобретательность и точность инженерного расчёта, декоративная выразительность.

Родился в семье известного в США скульптора Александра Стирлинга Колдера и художницы Нанет Ледерер Колдер. Рос на ранчо в Аризоне, затем в Пасадене. Скульптурой занимался с детства; переезжая за отцом из города в город, всегда имел рядом с родительской свою детскую «мастерскую». В 1915—1919 г. обучался в Технологическом институте Стевенса, получив диплом инженера-механика. В 1922 г. посещал вечерние курсы рисования в Нью-Йорке, в 1923—1926 г. прошел курс обучения в нью-йоркской художественной школе "Арт стьюдентс лиг" под руководством Джорджа Лакса и Джона Слоуна. В 1920-х работал художником в газете, оформителем цирковых представлений.

В 1926 г. переехал в Париж, в 1927 г. сблизился с авангардными кругами (Миро, Кокто, Ман Рэй, Мондриан, Деснос, Леже, Ле Корбюзье и др.). В 1931 вошел в группу нефигуративистов «Абстракция-Творчество». Сблизившись с кругами сюрреалистов и конструктивистов, Колдер нашел новую форму скульптуры — фигурки из проволоки. Эти рисунки в пространстве, проникнутые веселым юмором, наделены подвижностью марионеток, поскольку гибкий материал позволяет легко менять позы фигур ("Жозефина Бейкер", ок. 1928 г., Париж, Национальный музей современного искусства; "Ромул и Рем", 1928 г., Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). Увлекшись цирком, Колдер создал миниатюрную модель арены, заполненную множеством фигурок циркачей ("Цирк Колдера", 1926—1930 г., Нью-Йорк, Музей американского искусства Уитни). Персонажи, выполненные из мягких материалов, приводились в движение посредством нитей, проволок, каучуковых трубок, и автор этой хитроумной игрушки устраивал сеансы представлений для своих друзей.

Человек (А. Колдер, стабиль, Монреаль, 1967 г.)При посещении в 1930 г. мастерской Мондриана Колдер открыл для себя заключенный в абстрактном искусстве потенциал обобщенного моделирования структур реального мира. Отказавшись от принципиальной статичности мондриановского неопластицизма, он поставил перед собой задачу создания динамических систем, отражающих непрерывную изменчивость природы. Другим стимулом перехода к кинетическому искусству послужили впечатления, полученные в планетарии, где демонстрировались движения небесных тел. С начала 1930-х Колдер начинает создавать абстрактные динамические конструкции, т.н. мобили. Ранние мобили, иногда весьма близкие к композициям Мондриана, приводились в движение мотором ("Универсум", 1934 г., Нью-Йорк; "Маленькое голубое панно", 1936 г., Париж).

В дальнейшем Колдер отказывается от механики и находит "естественный" способ динамизации формы путем расчета ее собственного конструктивного баланса, соотношения опорных и подвесных элементов. Легкие пластинки, прикрепленные к тонким металлическим стержням, непрестанно колеблются, а вся система раскачивается и вращается при малейшем дуновении воздуха. Опираясь на инженерные знания, Колдер точно выстраивал структуры неустойчивого равновесия, и ученые не раз рассматривали их как наглядные модели действительных процессов, происходящих в природе. Мобили располагались на вертикальных подставках, крепились к стене на кронштейнах, но чаще подвешивались к потолку ("Павлин", 1941 г., частное собрание; "Раздвоенная башня", 1950 г., Нью-Йорк, Музей американского искусства Уитни; "Диски в воздухе", 1967 г., Лондон, галерея Уэддингтон).

В 1950-е годы мобили Колдера стали украшением многих интерьеров благодаря их декоративным качествам, хорошо согласующимся с архитектурой функционализма. В их динамике, в неожиданном оживлении то одних, то других элементов проявилось некое театральное начало, особенно эффектное в композициях с изобразительными формами.

Врата в космос (А. Колдер)Параллельно с работой над мобилями Колдер создавал т.н. стабили — статичные скульптуры из окрашенного металла. Ранние стабили, небольших размеров, имели облик невиданных животных, измышленных фантазией художника. Позднее, с поступлением заказов на украшение площадей, они приобрели характер монументальных скульптур. Крупные конструкции, смонтированные из металлических плоскостей разнообразных очертаний, врезаются в пространство, оставляя обширные проемы в виде арочных пролетов. Повторяя формы технических сооружений (мостов, строительных каркасов, заводского оборудования), они одновременно содержат в себе и образы органического мира — фигуры людей, экзотических животных, взлетающих или упавших птиц.

Монументальные стабили Колдера органично вошли в архитектурные ансамбли многих городов Европы и Америки ("Людоед с флагами", 1945 г., Нью-Йорк, перед зданием Музея современного искусства; "Головы и хвост", 1965 г., Берлин, площадь перед Новой национальной галереей; "Воин с алебардой", 1971 г., Ганновер, площадь перед Музеем Шпренгель; "Фламинго", 1973 г., Чикаго, площадь Федерального центра; "Стабиль на эспланаде Дефанс", 1978 г., Париж).

Разносторонний талант Колдера проявился также в сценографии (оформление балета Марты Грэхэм Панорама, 1935 г.), в книжной графике, в ювелирном искусстве (украшения с подвижными элементами), в создании картонов для шпалер. В 1966 г. опубликовал «Автобиографию с картинками». Умер от сердечного приступа после открытия своей большой ретроспективной выставки в нью-йоркском музее Уитни.

Ловушка для омара и рыбий хвост
Ловушка для омара
и рыбий хвост.
А. Колдер. 1939 г.

Три желтых солнца (А. Колдер)
Три желтых солнца. А. Колдер.

Красная лошадь (А. Колдер, 1974 г.)
Красная лошадь.
А. Колдер. 1974 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта