Брюллов Карл Павлович  


Рим.

Рим

В августе 1822 года братья Александр и Карл Брюлловы на средства только что основанного Общества поощрения художников отправились в Италию. Путь в Рим лежал через Ригу, Дрезден, Берлин, Венецию, Падую, Болонью. Особыми инструкциями художники предостерегались от революционных умонастроений, назревавших в России и охвативших Францию и Италию, а равно и от предосудительного увлечения "низким жанром", т.е. бытовой живописью. Кроме того, было указано, кому из теоретиков и художников необходимо следовать, в том числе назывались имена Леонардо да Винчи, Вазари, Рафаэля, Винкельмана, Менгса, Висконти.

Работа Брюллова в Риме началась с изучения ватиканских фресок Рафаэля и античной скульптуры. В искусстве великих живописцев прошлого - Рафаэля, Тициана, Рембрандта - художника привлекала жизненная правда. "Первое, что я приобрел в вояже - есть то, что я уверился в ненужности манер", - писал он старшему брату Федору. Вопреки предостережениям Общества, Брюллов с увлечением занялся жанровой живописью; появляются его "Итальянское утро" (1824, местонахождение неизвестно), "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" (1827 г., ГРМ), "Итальянский полдень" (1827 г., ГРМ). Радость жизни пронизывает эти картины. Прекрасное Брюллов видит в полноте жизненных ощущений, в непосредственности человеческих чувств, в простом и повседневном. Особенно проявились взгляды Брюллова на задачи искусства в "Итальянском полдне".

Молодая итальянка в густой зелени сада срывает виноградную гроздь. В мягком абрисе головы, плеч, рук, в румянце щек, блеске увлажненных глаз искрится радость бытия, жизнерадостное и полнокровное ощущение жизни, слияние с окружающим. Солнечные лучи пронизывают листву виноградника, скользят по рукам, лицу, одежде девушки; создается атмосфера живой связи человека с природой.

Устои старых эстетических канонов были поколеблены. Общество поощрения художников вынуждено было заметить живописцу: "Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей... целью художества вообще должно быть изображение натуры в изящнейшем виде". Брюллов отвечал: "... художник имеет право отступать от условной красоты форм и искать предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нередко даже более нам нравятся, нежели строгая красота статуй". Картина настолько шокирует почтенных членов «Общества», что они лишают Брюллова стипендии.

Восхищение красотой натуры, свободным проявлением чувств человека вызвали в творчестве художника интерес к камерно-интимному портрету и портрету-картине. Им были написаны: "Автопортрет" (ок. 1833 г., ГРМ), портреты А.П. Брюллова (не позднее 1841 г., ГРМ), Г.Г. Гагарина (ок. 1833, ГРМ); из акварелей - портреты Олениных, "Графиня О.П. Ферзен на ослике" (1835 г., ГРМ); большие групповые портреты княгини Елены Павловны с дочерью (1830 г., ГРМ), Ю.П. Самойловой с Джованиной Паччини и арапчонком (не позднее 1842, США) и знаменитый портрет-картина "Всадница" (1832 г., ГТГ), принятые особенно горячо.

Яркий талант, всесторонняя образованность, самостоятельность и независимость (разрыв с Обществом поощрения художников, отказ носить орден Владимира, которым наградил художника Николай I) привлекли к Брюллову внимание современников. Неудивительно, что его студия в Риме на Via Corso пользовалась популярностью.

После копии с фрески Рафаэля «Афинская школа» Брюллов приступает к работе над большой картиной с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи» (1827—1833 г.), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел «Последнего дня…» связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло мини-извержение Везувия. Брюллов был в Помпеях и сделал на месте ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.

В 1850 году Брюллов возвращается в Италию. Два последних года жизни, проведенных в Италии, оказались необычайно плодотворными в творчестве Брюллова. Он переживает период новых творческих исканий. Среди созданного в те два года есть ряд произведений, которые внушительно свидетельствуют о том, что если бы не преждевременная смерть, Россия и Европа увидели бы в лице Брюллова совершенно иного, нового художника.

Судьба сводит художника с замечательным человеком - Анжело Титтони, соратником Гарибальди, участником революции 1848 года. После поражения революции Титтони, как другие патриоты, продолжает участвовать в антипапском подпольном движении. Практически два последних года Брюллов живет под кровом семьи виднейшего итальянского революционера.

Ощущение современности остро чувствуется в ряде произведений, созданных в последние годы. Великолепные портреты Анжело Титтони, его братьев-карбонариев, его дочери Джульетты, изображенной в латах и с лошадью, как бы уподобленной Жанне д'Арк, его матери Екатерины Титтони, ученого археолога Микеланджело Ланчи, "Портрет аббата" - в этой галерее образов Брюллов запечатлевает лицо страдающей, угнетенной, но непокоренной борющейся Италии. Красота правды - вот что отличает все листы серии, посвященной лаццарони. Этот цикл показывает умение зрелого мастера глубоко видеть и обостренно чувствовать действительность.

Еще одно проявление новых тенденций в творчестве Брюллова тех лет - обращение к драматической ситуации, взятой из повседневной жизни. Картина "Процессия слепых в Барселоне" находится в Милане. Но и по репродукции видно, целый ряд новых свойств делает ее совершенно непохожей на прежние жанровые сцены художника. В первый итальянский период Брюллов воспринимал и изображал жизнь как вечный праздник, он не видел и не хотел видеть ни гримас нищеты, ни убогости, ни трагических происшествий. Драматические ситуации пугали его, нарушали гармонию его внутреннего мира. Теперь, на склоне лет, он создает впервые в жизни сцену, исполненную обнаженного драматизма. Иными словами, на исходе жизни Брюллов делает первые шаги по дороге развития подлинно реалистического искусства.

Творчество Брюллова, оплодотворенное новыми достижениями, поднялось на более высокую ступень художественного познания. Блестящее мастерство способствовало осуществлению новых творческих дерзаний. Полная порывов и исканий жизнь художника оборвалась в зените его славы и творческих замыслов... «Многое еще вижу я впереди,— горестно заметил Брюллов незадолго до кончины,— я не сделал и половины того, что мог и должен сделать».

Брюллов умер 23 июня 1852 года в местечке Марчиано, близ Рима, где пользовался местными целебными водами. Смерть настигла художника внезапно, хотя организм его давно был подточен. В наспех сбитом деревянном гробе тело Брюллова было привезено из Марчиано в Рим, где было встречено толпой художников, пожелавших на руках нести его на кладбище в Монте-Тестаччо. Великий русский художник был похоронен рядом с сыном поэта Гёте. На его могиле был воздвигнут памятник, сооруженный по поручению Александра Брюллова архитектором Щуруповым.


Театральное представление в Риме у Гагариных (рис. Г.Г. Гагарина и Н. Ефремова(

Пляска перед остерией в Риме

М. Глинка (карикатура)


Флоренция.

Флоренция.

Во Флоренции К.П. Брюллов побывал в 1822 году по дороге в Рим. Он видит там новые работы

Подробнее






Главная > О художнике > Карта памятных мест
Поиск на сайте   |  Карта сайта