Жиллотаж
Один из способов цинкографии, при котором выпуклая (высокая) печатная форма изготовляется на металле методом травления. Название происходит от имени французского гравера Ф. Жилло, который изобрел его в 1850-х годах. Этот вариант цинкографии состоял в том, что на поверхность цинковой пластины вручную наносили воспроизводимое изображение, делали рисунок кислотоупорным и затем подвергали действию кислоты.
Жиллотаж изначально применяли для перевода литографии в высокую печать. Для этого на цинковую или первоначально медную пластину через особую переводную бумагу переводили сочный литографский оттиск. А затем производилось ступенчатое сложное травление. Оно заключалось в том, что после начального неглубокого действия кислоты на получившийся рельефный рисунок накатывали специальную типографскую краску, а затем сверху присыпали канифолевым порошком, особо уделяя внимание тому, чтобы этот грунт не попал на пробельные места. По мере нагревания пластины расплавившаяся канифоль сползала с выступающих мест рисунка, со всех сторон защищая его.
Подобное травление с помощью кислоты повторяли до шести - девяти раз. Благодаря этому на металле получался высокорельефный рисунок. С подобной металлической доски производили печать оттисков в типографской машине. В дальнейшем, по мере развития искусства жиллотажа, данный способ применялся уже не для перевода литографии в гравюру на металле, а для производства авторских клише. Рисунок изготовлялся на переводной бумаге или на самой цинковой пластине. А затем пластину с переведённым или нанесённым рисунком травили тем же способом.
Жилло впервые достиг удачных результатов в своих стараниях изготовлять цинковые клише с рельефными изображениями, удобные для печатания на обыкновенном типографском станке. Однако широкое распространение таких клише долго задерживалось тем, что по способу Жилло исполнять непосредственно на цинке или переводить на него с бумаги можно было только рисунки, исполненные в контурах и штрихах, без сплошной затушевки теней и полутонов.