Круглая скульптура
(по-латински sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю)
Один из основных видов скульптуры, произведения которой (в отличие от рельефа), представляют собой полные трёхмерные объёмы, не составляющие материального единства с плоскостью фона. Произведения круглой скульптуры могут быть рассчитаны как на одну, определённую, так и на несколько точек зрения, а также на круговой обзор, при котором содержание произведения раскрывается в различных, дополняющих друг друга аспектах. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа.
Этот тип скульптуры всегда связан с определенной пространственной средой, освещен естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Есть ряд разновидностей круглой скульптуры. Основные из них - статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, бюст (погрудное или поясное изображение человека), торс и статуэтка.
Бюст - скульптура, изображающая грудь, плечи и голову человека, обычно на подставке. Трёхмерные формы создают сходство с оригиналом. Бюст является наиболее распространённым видом скульптурного портрета и относится к круглой скульптуре. Бюст может быть создан из любого материала (обычно из мрамора или другого износостойкого материала).
Статуэтка - вид мелкой пластики; статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера.
Статуя - один из основных видов скульптуры. Обычно являют свободно стоящее объемное скульптурное изображение человеческой фигуры в рост или животного (реже — какого-либо фантастического существа). Статуи часто помещают на постамент. Конная статуя изображает всадника верхом.
Торс - скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.
Принципы композиции в круглой скульптуре несколько отличаются от принципов композиции такого же сюжета в живописи. Скульптор стремится к предельной лаконичности, суровому отбору и сохранению лишь тех совершенно необходимых деталей и частностей, без которых смысл произведения был бы неясен. Такое самоограничение вытекает из природы скульптурного блока - камня или дерева, целостный объем которого нельзя чересчур дробить. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. Фигуры надо как можно больше сблизить и вместе с тем позаботиться о том, чтобы одна фигура не заслоняла другую, так как слитность их помешает выявлению четкого силуэта.
Работая над многофигурными композициями, скульпторы строят их в расчете на круговое обозрение и продумывают силуэт всего произведения в целом. Так построена композиция многих памятников: "1000-летию России" в Новгороде, Екатерине II в Ленинграде, Шевченко в Харькове, генералу Ефремову в Вязьме и других. В каждом из этих памятников фигуры развернуты во все стороны, как лучи от композиционного центра, и для осмотра всего памятника зритель обязательно обойдет его кругом.
Статуя Давида. Микеланджело.
|
Статуэтка нэцкэ. Слоновая кость.
|
Бюст Ричарда Бентли. Рубильяк.
|