Каллиграфия
(производное от греческих слов kallos "красота" - graphe "писать")
Вид изобразительного искусства. Древняя отрасль прикладной графики, эстетическое оформление рукописного шрифта, также — учебная дисциплина. Также бытовой или прикладной каллиграфией называется искусство красивого и быстрого письма (в значении письменность).
До изобретения книгопечатания каллиграфия была основным способом графического оформления и организации знаков текста (за исключением монументальных надписей, и клинописи, не графической по принципу создания знаков). Технически связана с листовыми материалами (бумага, пергамент, папирус, шёлк) и графическими инструментами (тростниковое, птичье и металлическое перо, кисть) письменности. Очень красивы и представляют подлинную художественную ценность многие образцы средневековой письменности - иранской, китайской, европейской, среднеазиатской.
История каллиграфии связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древности, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до первой половины XIX века; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. Каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика каллиграфии тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности. В Китае и других дальневосточных странах каллиграфия ценилась особенно высоко, как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа.
Известные мастера китайской каллиграфии — Ван Си-чжи (4 в.), Сюань-цзун (8 в.), Ми Фэй (10 в.). Среди крупнейших каллиграфов ислама — мастера шрифта «насхи» Ибн Мукла (10 в.), Ибн Бавваб (11 в.) и Якут Мустасими (13 в.) в Багдаде, Иран, и среднеазиатские мастера шрифта «насталик» Мир Али Теб-ризи (14 в.), Султан Али Мешхеди (15 в.), Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (16 в.).
В Европе в античную эпоху были созданы классические образцы греческого и латинского письма, чёткого и гармоничного по пропорциям. В средние века каллиграфия, очагами которой были монастырские скриптории, эволюционировала от классической правильности каролингских образцов к декоративности и излому готического письма. Выдающиеся образцы каллиграфии, начиная с «Остромирова евангелия» (переписано в 1057 году дьяконом Григорием), были известны на Руси.
С XV века ведущая роль в европейской каллиграфии перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам. Книгопечатание резко ограничило области применения каллиграфии. Каллиграфическая эстетика эволюционировала в общем русле изобразительного искусства, испытывая в разные эпохи соответствующие стилистические влияния. По мере распространения книгопечатания, машинописи и компьютерного набора каллиграфия утрачивала свое исходное прикладное значение и в настоящее время воспринимается преимущественно как эстетический феномен, оставаясь, впрочем, базой для разработки гарнитур наборных шрифтов.
Каллиграфия в настоящее время в жизни простых людей не имеет прежнего значения, люди практически (кроме обучения в школе) перестали писать от руки, но это не означает, что искусство красивого письма утратило свои достоинства. Огромное количество людей испытывает подлинную радость от восприятия красивого рукописного шрифта. Искусство каллиграфии в наши дни нашло свое применение в книжной, рекламной и плакатной графике, в работах, предназначенных для тиражирования. Сегодня каллиграфия не ограничивается художественным исполнением курсива, а обращается ко всем разновидностям шрифтов. Современное понимание каллиграфии включает в себя не только безупречно отточенные буквы старой школы английской каллиграфии, но и современные решения шрифтовых надписей и текстов, выполненных от руки, но обладающих в первую очередь достаточной степенью художественной ценности. Причем, это может быть как название товара, торговая марка, монограмма, так и страница рукописной книги или целый плакат. Требование одно — красивое написание.
Разнообразие рукописных шрифтов практически не ограничено, достигается оно благодаря использованию различных инструментов, изменению плотности, наклона, пропорций, жирности, декоративности одного и того же шрифта. Для каждой определенной цели можно создать собственный шрифт, соответствующий содержанию и назначению надписи. Современные каллиграфические шрифты резко отличаются своими графическими особенностями от наборных и рисованных, они характеризуются быстротой исполнения и графической свежестью.
Кисть для каллиграфии.
|
Китайская каллиграфия.
|
Сувенирная тушечница.
|