Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Санкир

Процесс написанния икон с использованием санкира Санкир (др.-русск. санкиръ, из греч. sarkinos — «плотский», от sarx, sarkinon — «плоть, тело») — в византийской и древнерусской иконописи — основной тон личного письма, поверх которого наносятся прописи — вохрение плавью или отборкой.

Греческое слово «сарка» мужского рода; в ранней византийской иконе прием санкира постепенно вытеснял традиционное письмо мазком, связанное с техникой энкаустики и следующее эллинистической традиции. Переход от мазковой живописи к санкиру связан также с использованием темперы вместо восковых красок.

В западноевропейской живописи понятию санкира соответствует подмалевок (сравн. карнация; лессировка; черниль). «Просанкиривание, — как пишет П. А. Флоренский, — в значительной мере определяет основной характер иконы и ее стиль. Санкиром или санкирем называется основной красочный состав для прокладки лица... Византийский санкир был серо-синий, индигового оттенка, итало-критский — коричневый, в русской иконописи XIV—XV веков — зеленый, затем он стал темнеть и буреть, ко второй половине XVI века сделался табачным...

Иконы, написанные с использованием санкираСостав его соответственно тоже изменялся: так, санкир вторых строгановских писем составлялся из умбры с белилами, отчасти охры; по способу Панселина, состав его определяется из одной драхмы белил, такого же количества охры, такого же количества зелёной краски, употребляемой в стенописи, и четверти драхмы черной.

Современный санкир составляется из жженой умбры, светлой охры, небольшого количества голландской сажи. Просанкиренное лицо есть конкретное ничто его. Когда санкир присохнет, то контуры лица — внешние и внутренние — проходят краской, т. е. переводятся из отвлеченности в первую степень наглядности, так, чтобы лицо получило первое расчленение. Эти цветные линии носят название описи» (Флоренский П. «Иконостас»).


Иконы, написанные с использованием санкира
Иконы, написанные с
использованием санкира.

Портрет П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова
Портрет П.А.Флоренского
и С.Н.Булгакова.

Скульптура Флоренского П.А.
Скульптура Флоренского П.А.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта