Медальерное искусство
(от слова "медаль")
Искусство изготовления монет и медалей: гравирование штампов для чеканки или, в древности и Средние века, лепки форм для отливки монет и медалей. Вид пластического искусства малых форм, родственный глиптике.
Материалом для монет и медалей служат металлы — медь, серебро, золото и другие — которые, благодаря пластичности и относительной прочности, позволяют добиться четкости изображаемых мелких деталей. Для медальерного искусства свойственны краткие и ясные пластические решения, которые способствуют простоте восприятия сути изображения; широкое использование аллегорий, символов, эмблем; стойкость приёмов композиции и иконографических типажей, которые позволяют вписать изображение в нужную форму и достичь синтеза надписи и рисунка.
История.
Искусство изготовления медалей и тесно примыкающее к нему искусство изготовления орденов и нагрудных знаков берет свое начало с глубокой древности. Еще в эпоху императорского Рима и Древней Греции широкое распространение получили золотые, серебряные и бронзовые медали и монеты.
Возникновение медальерного искусства в современном понимании выпадает на конец XIV — начало XV веков и неразрывно связано со становлением культуры Возрождения. В XVII веке достижения в области металлургии позволяют изготовлять более твердые стальные штемпеля, что приводит к расцвету штемпелерезного искусства. Появляется возможность чеканить монеты и медали в большем числе экземпляров, насыщая их все более мелкими деталями. Прекрасные образцы медалей создавались такими великими художниками как Пизанелло, Маттео де Пасти, Бенвенуто Челлини, Альбрехтом Дюрером, Пилоном и другими.
Из Италии вновь возродившееся искусство распространилось по всем странам Западной Европы, но в самой Италии продержалось на высоте очень недолго. Уже с XVII века произведения итальянских медальеров утрачивают художественное достоинство и постепенно становятся продуктами ремесла. Во Франции медальерное искусство процветает с XVI века почти до конца XVII века. Наиболее искусные французские медальеры этого века — Вильгельм Дюпре и Варен. В Германии, в XVI веке, лучшими мастерами-медальерами были Альбрехт Дюрер, Генрих Рейц и Фридрих Гагенауер, знаменитый живописец и гравёр; здесь впервые на медалях появляются религиозные сцены. Но и в Германии медальерное искусство процветало очень недолго, и во времена Тридцатилетней войны упало до степени ремесла.
Истоки русского медальерного искусства относятся к Х веку ко времени расцвета Киевской Руси. Несмотря на то, что в это время ощущается сильное влияние Византии, русские мастера, опираясь на лучшие византийские образцы, создавали свои, самобытные произведения. После застоя, связанного с татаро-монгольским игом, монетно-медальное дело возрождается с середины XIV века. В XVI веке получают распространение так называемые “золотые”, к которым и восходят в России истоки возникновения медали. В конце XVII века крупными “золотыми” награждались именитые люди и государственные деятели.
Дальнейшее развитие медальерное искусство получило во времена реформ Петра I. Большое влияние в это время на русских мастеров стала оказывать западноевропейская школа. На Монетный двор приглашались известные иностранные мастера, российские медальеры выезжали на учебу за границу. В это же время был учрежден первый русский орден, получивший название “Орден святого Апостола Андрея Первозванного” и ставший высшим знаком отличия Российской империи. В дальнейшем появились ордена Святой Екатерины, Святого Александра Невского, Святой Анны, Святого Георгия и другие. Очень активно медальерное искусство развивалось в XIX веке. В этот период были заложены те основы, на которых базируется современная российская школа. Чрезвычайно интересны и различные нагрудные знаки, которых в России было немало, и выполнялись они с большим мастерством и изяществом.
Большое внимание созданию орденов, медалей и знаков уделялось у нас и в советское время. Многие награды Советского Союза без преувеличения можно назвать шедеврами медальерного и декоративно-прикладного искусств XX века.
Техника медальерного искусства.
Традиционная технология, существовавшая до конца XX века, предполагала изготовление лепной восковой модели по эскизу. Лепка обыкновенно производилась на доске из наложенного на нее цветного скульптурного воска или из глины, причем употреблялись специальные тонкие заострённые палочки различных размеров. Величина вылепленной модели обычно в 3-4 раза превосходила формат предполагаемой медали. Когда восковая модель была готова, с неё отливался гипсовый слепок.
С такого слепка, в свою очередь, делалась отливка из так называемого «жёсткого чугуна» или изготавливалась отливка методом гальванопластики. С такой выпуклой модели при помощи гравировальных машин делали маточник или матрицу из стали, формат которой точно соответствовал проектируемой монете или медали (подобные машины использовались во Франции ещё в конце XVIII столетия). При необходимости художник проводил грабштихелем коррекцию маточника. После обязательной закалки маточник использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, который и служил для чеканки самой монеты или медали. Для серебряных и медных медалей принято также патинирование, которое уничтожает блеск металла, препятствующий визуальному восприятию деталей медали.
В России при изготовлении серебряных и золотых медалей обыкновенно полируют поля штемпелей. Вследствие такой полировки получается матовое изображение, эффектно выделяющееся на гладком, блестящем фоне металла. Кроме трёх так называемых «монетных металлов» (золота, серебра и меди), для изготовления медалей иногда употребляются платина, палладий, никель и алюминий.
Медаль «Хиросима — Нагасаки». Б. Хромы (Польша). Бронза, литьё. 1965 г.
|
Медаль с портретом Сесилии Гонзага. Пизанелло.
|
Медаль в честь Дж. А. Торнабуони. Никколо Фьорентино (Италия). Бронза, литьё. 2-я пол. 15 века.
|