Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Свиток

Свиток папируса Свиток (от свить, свивать) — сверток, рулон (происхождение слова связано со свертыванием ткани).

До изобретения книги рулоны пергамена, папируса, шёлка, кожи использовали для письма. В Древнем Египте свитки папируса применяли для письма с 3 тыс. до н. э. Свиток был главной формой хранения знаний в Древнем Риме. Отсюда название «Вилла папирусов», остатки которой обнаружены археологами в Геркулануме.

Одна из комнат виллы была отведена под библиотеку, на полках которой хранились в специальных футлярах (лат. scrinium) сотни свитков папируса с трудами античных писателей. Свиток с письменами и картинами — предмет традиционного искусства Китая и Японии. Медленное разворачивание свитка символизирует необратимое течение времени.

В этом отношении символика свитка близка символическому значению ковра или цветка папируса. Жизнь подобна медленно разворачиваемому ковру. Эта идея положена в основу каллиграфических и живописных композиций на свитках. В Китае свитки с написанными на них красной краской иероглифами — двустишиями, пожеланиями счастья и удачи — вывешивают вертикально в развернутом виде на дверях домов. Китайские мастера рисуют на свитках из шёлка или бумаги цветной тушью и водяными красками, медленно разворачивая их горизонтально, на полу. Также, разворачивая, свиток «читают», последовательно, картину за картиной, справа налево.

Японцы вывешивают свитки с иероглифами в специальной нише дома. В средневековом ис¬кусстве Западной Европы свитки (лат. rotulus), на которых написаны изречения, изображали как бы выходящими из уст персонажей, что сообщало картинам «эф¬фект звучания».

Свиток или скрижаль — атрибут Клиб, музы истории.Свиток с печатью Ветхозаветных пророков представляют со свитками в руках, на которых можно прочитать начальные фразы их пророчеств. В древнерусской иконописи — в композиции «Похвала Бо¬гоматери с акафистом». В композиции «Иисус беседует с книжниками в храме» фигуры иудейских «книжников», учите¬лей обычно показаны со свитками, сим¬волизирующими учение Ветхого Завета, а Иисус держит в руках книгу — кодекс, символ Нового Завета.

В аллегорической композиции «Семь свободных искусств» фигуры, олицетворяющие разные виды творчества, также представлены со свит¬ками, на которых начертаны названия или девизы. В искусстве Итальянского Возрождения со свитками изображали путти, однако постепенно роль фона для надписей переходила к более пышным картушам. Длинные изгибающиеся лен¬ты с надписями называют бандеролями.


Свиток
Свиток.

Свиток афоризмов
Свиток афоризмов.

Старинный свиток
Старинный свиток.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта