Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Аппиева дорога


(по-латински Via Appia)

Аппиева дорога Была построена по приказу цензора Аппия Клавдия Цека в 312 году до н.э. в дополнение к построенной в 334 году до н.э. Латинской дороге, соединявшей Рим с колонией Кальви (по-латински Calvi) близ Капуи. Позднее она была проведена до Брундизия. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией.

Вдоль Аппиевой дороги расположено множество памятников: гробницы и виллы республиканского и имперского периода, христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, ренессансные и барочные постройки.

Римский историк Тит Ливий в IX книге из «Истории от основания города» так пишет об этом событии: Диодор пишет, что Аппий вымостил массивными камнями большую часть (более 1000 стадиев, то есть более половины общей протяженности дороги) названной его именем дороги от Рима до Капуи, расстояние между которыми составляет более 1600 стадиев, при этом растратив на строительство почти всю государственную казну. Диодор указывает на то, что возвышенные места были срыты, овраги и впадины уравнены насыпями.

Аппиева дорога была построена в три основные фазы:

  1. IV век до н.э.: Первый участок дороги в 195 км. был построен из Рима до Капуи для военных целей, в помощь римлянам против самнитов. В «De aquaeductibus urbis Romae» («Об акведуках города Рима») римский государственный деятель Секст Юлий Фронтин писал, что после 30 лет войны с самнитами цензор Аппий Клавдий Красс, получивший позднее прозвище Цек (по-латински Caecus, «Слепой»), поручил построить дорогу от Капенских ворот до города Капуи. Однако, возможно, дорога существовала и ранее, до Аппия Цека, а заслуга цензора состояла в том, что он дал ей нужное направление и вымостил её.
  2. Ворота в Аврелиановой стенеIII век до н.э.: Второй небольшой участок был проложен от Капуи до Беневента (латинский Beneventum). Параллельно до Беневента шла Латинская дорога, которая, возможно, была построена ещё до Аппиевой. Рим, таким образом, укрепил свои позиции в Кампании.
  3. Вторая половина II века до н.э.: До 122 года до н.э. дорога из Беневента была продолжена через Венузию и Тарент до Брундизия. Тем самым, Аппиева дорога соединила Рим с Эгнатиевой дорогой на Балканском полуострове и стала важнейшей дорогой для торговли товарами и рабами с Востока.

Аппиева дорога имела важное военное, культурное и торговое значение. Теодор Моммзен отмечал её значение в качестве военной магистрали. Так, первый участок дороги был спланирован и построен в 312 году до н.э., то есть во время второй самнитской войны 326 по 304 годов до н.э. В войне против Пирра и во время Македонских войн (206—168 г. до н.э.) Аппиева дорога также служила для поддержки римлян. Особенно важным было то, что в ходе строительства дороги Аппий провёл канал через Понтийские болота, который осушил землю и упростил отправление кораблей из Лация в Таррацину. С античности дорога имела важнейшее значение, связывая Рим с такими богатыми регионами, как Кампания, Апулия и позднее для развития торговли с Востоком. Уже в древности Аппиева дорога называлась — «царица дорог» (по-латински  regina viarum): об этом пишет, например, римский поэт Публий Папиний Стаций  в произведении «Леса».

Озеро АльбаноВскоре римляне стали строить вдоль дороги монументальные гробницы и великолепные памятники, убранство которых стало делом престижа. Так, уже через 20 лет после открытия движения по Аппиевой дороге представители римского рода Сципионов построили склепы для захоронения членов семьи.

Роль дороги сохранялась также в византийский период, как сообщение Рима с Новым Римом, Константинополем. При императорах Диоклетиане, Максенции, Константине, Валентиниане некоторые участки Аппиевой дороги были восстановлены и обновлены.

Ещё в 536 году византийский историограф Прокопий, восхищённый её структурой и древним возрастом, с восторгом описывал дорогу. Король остготов Теодорих Великий приказал в начале VI века провести ремонтные работы на дороге и затем использовал её для наступления войск на Рим в 536 году.

В Средневековье значение дороги в качестве торгового и транспортного маршрута начало убывать, она использовалась паломниками, путешествующими до катакомб, базилики святого Себастьяна, путешествуя далее до порта Брундизий, чтобы затем отправиться к Святой земле. В катакомбах на Аппиевой дороге были захоронены многие христианские святые и мученики, например, святой Себастьян, папа римский Каллист. Сохранились путеводители (638—642 г.) для паломников, в которых указан путь к святыням на Аппиевой дороге.

Сервиевая стенаVia Appia начиналась у Капенских ворот Сервиевой стены, именно с этого места начинался отсчёт мильных камней. После строительства Аврелиановой стены часть Аппиевой дороги оказалась в черте города. Далее дорога проходила до римских ворот святого Себастьяна (латинский Porta San Sebastiano, ранее Porta Appia) Аврелиановой стены, 90 км. прямой дороги до Таррацины, огибая с юга гору Альбано, пересекала Понтийские болота. Последние 28 километров шли параллельно дренажным каналам, что позволяло продолжать альтернативный маршрут на лодке, повозке или на лошади.

В черте города Рима дорога сегодня называется Старой Аппиевой дорогой, для отличия от Новой Аппиевой дороги, построенной в 1780-х годах между Римом и озером Альбано, и Виа Аппия Пиньятелли, построенной около 1700 года при папе Иннокентии XII для соединения старой и новой Аппиевых дорог.


Аппиева дорога
Аппиева дорога

Аппиева дорога
Аппиева дорога.

Капенские ворота
Капенские ворота.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта