Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ноктюрн


(по-франузски nocturne - ночной)

Джон Филд В XVIII в. - многочастное произведение, близкое к дивертисменту, серенаде, для ансамбля духовых инструментов, иногда в сочетании со струнными; как правило, нактюрн исполнялся вечером, на открытом воздухе. В XIX в. - музыкальная пьеса певучего, в основном лирического, созерцательного характера. Ноктюрн пишется в медленном или умеренном темпах; нередко средняя часть имеет несколько оживленный темп со взволнованным оттенком. Ноктюрн встречается в репертуаре духовых инструментов: Л. Булгакова - для флейты, Р. Дюкло - для гобоя; А. Гедике - для кларнета, А. Эшпая - для саксофона, Э. Бозза - для фагота, Г. Сальникова - для валторны, Ж. Ибера - для трубы, Ж. Массиаса - для тромбона, М. По - для трубы и т.д.

Дж. Филд своими ноктюрнами (17 или 20) утвердил этот жанр как небольшую одночастную напевную лирическую фортепианную пьесу мечтательного характера, обычно в репризной трёхчастной форме. Эту разновидность ноктюрна культивировал Ф. Шопен, углубивший и обогативший её (Ноктюрны ор. 9, 15, 27, 32, 37, 48, 55, 62, 72, 2 без опуса, всего 21 пьеса). Р. Шуман в понимании жанра исходил из одноимённых новелл Гофмана, акцентируя в своих ноктюрнах (op. 23, 1839) причудливо-фантастические черты. К. Дебюсси назвал "Ноктюрнами" триаду оркестровых пьес ("Облака", "Празднества", "Сирены", 1897-1899 г.), под впечатлением носящей то же название серии импрессионистических картин английского художника Дж.Э. Уистлера (1834-1903 г.). Обозначение ноктюрн применялось также М. Регером (в "Четырёх фортепьянных пьесах" без опуса, 1903 г.), П. Хиндемитом (в фортепианной сюите "1922"). В русской музыке образцы ноктюрнов имеются у М.И. Глинки, А.П. Бородина, П.И. Чайковского.

Возникновение ноктюрна, как музыкального жанра.

Феликс МендельсонЖанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся на рассвете (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, Маленькая ночная серенада Моцарта).

В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.

Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, являлся Джон Филд. Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.

Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur) заметно влияние Филда; позднее композитор начал усложнять гармонию, и даже использовать более свободную форму.

Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь — время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 — лирический ноктюрн). Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы — Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковский и другие композиторы.

Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются Три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси.

В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstucke, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.

Портрет Фредерика Шопена (Эжен Делакруа)
Портрет
Фредерика Шопена.
Эжен Делакруа.

М.И. Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила (И.Е. Репин)
М.И. Глинка
в период сочинения оперы
Руслан и Людмила.
И.Е. Репин.
1887 г.

Клод Дебюсси
Клод Дебюсси.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта