Фотореализм
(гиперреализм)
Художественное течение неореалистической живописи в США второй половины XX века. Представители фотореализма воспроизводили в своих картинах окружающую действительность с такой точностью и подробностью в деталях, что они не уступали фотографическим изображениям. Фотореалистичная живопись невозможна без фотографии. В фотореализме изменение и движение должно быть заморожено во времени, которое скрупулёзно должно было быть представлено художником. Фотореалисты собирали свои образы и информацию при помощи камеры и фотографий. Обычно снимки делались на слайд, а затем переносились на холст. Это делалось при помощи проецирования слайда или с использованием сетки. Результат был копией фотографии, но обычно гораздо больше оригинала.
Магистральным для фотореализма является точное, бесстрастное, внеэмоциональное воспроизведение действительности, имитирующее специфику фотографии: принцип автоматизма визуальной фиксации, документализм. Фотореализм акцентирует механический, “технологический” характер изображения, добиваясь впечатления гладкописи при помощи лессировки, аэрографии, эмульсионных покрытий; цвета, объемы, фактурность упрощаются. И хотя излюбленная проблематика фотореализма — реалии повседневной жизни, городская среда, реклама, макрофотографический портрет “человека с улицы”, создается впечатление статичной, холодной, отстраненной, отчужденной от зрителя сверхреальности.
Вместе с тем, наряду с тенденциями “масс-медиатизации” искусства, в фотореализме присутствует и поисковый, экспериментальный пласт, связанный с усвоением наиболее передовых технологий и приемов фотографии и киноискусства: крупный план, детализация, оптические эффекты, монтаж, полиэкран, авторская раскадровка, съемка с высокой точки и т.д. Преувеличивая предмет в буквальном смысле слова, художник придаёт мимолётному впечатлению от него вес и солидность, делает его значительным. При этом взгляд зрителя не фокусируется: любая деталь на горизонте очерчена так же резко, как и предмет на первом плане.
Фотореалисты считали, что в отличие от любых других направлений, в том числе и поп-арта, их творчество наиболее доступно для понимания, так как фотографии есть в каждом семейном альбоме. Действительно, их картины стали чрезвычайно популярными, ведь там всё было «как в жизни». Огромные холсты выглядят как рекламные щиты. Панорамы чрезвычайно редки, обычно укрупнённо представлены некие детали. И если многие фотографы, чьим работам присущи образность, эмоциональность, справедливо претендуют на звание художников, то в картинах гиперреалистов нет чувств, переживаний, которые, по их мнению, «способны исказить объект». Мир фотореалистов, стерильный и бездушный, существует без конфликтов, тревог, радостей.
Это направление появилось еще в конце 60-х годов ХХ века, но его актуальность не пропала и сейчас, поскольку передача на холсте объемного предмета при всех его деталях — не так уж и просто, но очень интересно и своеобразно. Благодаря информационным технологиям, фотореализм стал распространенным среди так называемых 3D-художников — тех, кто занимается фотореализмом при помощи компьютера. Этот факт, впрочем, ничего не упрощает в работе, так как реалистичности добиться сложно в любом случае. Однако использование компьютерной графики стало достаточно популярным. Особенно сейчас — при активном использовании компьютерной графики в фильмах или рекламе.
Работы в стиле фотореализма должны соответствовать определенным принципам: беспорядочность, закругленные края, отражения, реалистичные детали, в т.ч. пыль и грязь на объектах. В любом случае, написана ли картина вручную, либо сделана на компьютере — это огромная работа художника, и если она сделана качественно и с душой, то результат будет просто фантастическим.
Творчество адептов фотореализма в области живописи посвящено достаточно определенной тематике: усеченные рекламные щиты (Р. Коттингэм), брошенные автомобили (Д. Солт), витрины с отражающейся в них городской жизнью (Р. Эст, Р. Гоингз), конные бега (Р. МакЛиэн). Художественный опыт фотореализма явился предтечей постмодернизма в живописи и скульптуре. Ряд его приемов стал органической частью постмодернистского художественного языка. Так, “навязчивый реализм” (М. Леонард, Б. Джонсон, С. Холи) сочетает традиционную натуралистическую технику с современными кино-, фото-, видеоприемами воздействия на зрителя, эффектами виртуальной реальности: гипнотически жизнеподобные детали в сочетании с нулевым градусом интерпретации создают атмосферу солипсистской замкнутости личности на фоне самодостаточной вещности.
Фотореализм Алисы Монкс.
|
Отражение автобуса. Р. Эстес. 1971 г.
|
Фотореализм Дениса Евтихеева.
|