Брюллов Карл Павлович  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Псковская школа

Церковь Михаила АрхангелаОдна из местных школ русского средневекового искусства — сложилась в Пскове и его владениях в период феодальной раздробленности. Ранние постройки из плинфы и камня сохраняют связь с архитектурными традициями новгородской школы, в то же время, отличаясь по конструктивному решению типа крестово-купольного храма.

Основной тип приходского храма сложился к концу XIV века — кубический, 4-столпный, 3-апсидный, с пониженными угловыми частями храм имел одну главу и многоскатное покрытие (церковь Михаила Архангела с. Кобылье Городище, 1462 год), иногда на повышенных подпружных арках.

В XV веке был разработан также тип небольшого бесстолпного храма с барабаном, опирающимся на пересекающиеся цилиндрические арки. К храмам пристраивались обычно многочисленные приделы, притворы, паперти; вместе с многопролётными звонницами храмы составляли живописный асимметричный ансамбль.

Развита была крепостная архитектура; в XVI—XVII веках строились огромные, в несколько этажей купеческие дома.

С XIV века строительство велось из местного камня-плитняка с дальнейшей известковой обмазкой и побелкой. Контраст простых геометрических объёмов и подчёркнуто-материальной пластики стен придают культовой, гражданской и крепостной архитектуре псковской школы большую выразительность. Живопись псковской школы начала складываться в середине XIII века, достигнув расцвета в конце XIV — начале XV веков.

Cудьба сохранила только три ансамбля монументальной живописи Пскова. Тем не менее, несмотря на столь малое их число, они почти полностью охватывают главнейшие этапы развития псковской живописи.

Первый и древнейший из них — Мирожский монастырь, основанный в 1152 году и сохранивший свой ансамбль почти полным, — поражает воображение и масштабом замысла, и мастерством письма.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыряВсемирно известная фресковая живопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря занимает важное место в истории русской и мировой культуры — это отмечено ЮНЕСКО, включившей Мирожский храм в перечень выдающихся памятников мирового искусства.

Над росписью собора работали, без сомнения, выдающиеся греческие художники под руководством новгородского архиепископа Нифонта. Виднейший деятель русской церкви ХII века владыка Нифонт был активным сторонником грекофильской политики, проводимой назначаемыми в Константинополе киевскими митрополитами, поэтому неудивительно, что в создании мирожских фресок, выполненных около 1156 года, приняли участие греческие фрескисты. Это отнюдь не означало, что стенопись русских храмов механически повторяла византийские фрески, каждый памятник имел свою программу росписей, лишь в общих чертах следующую канону.

Не является исключением и стенопись Мирожи, программа которой не только отвечала общим для всего христианского мира традициям, но и своим исчерпывающе полным изложением событий Священной истории была ориентирована на конкретные задачи религиозного просвещения псковской паствы.

Алтарный неф (Мирожский монастырь)Лейтмотивом фресок является тема искупительной жертвы Иисуса Христа. Ее богословско-литургическое содержание было чрезвычайно актуально для середины ХII века, став предметом горячих догматических споров на константинопольских соборах 1156—1157 и 1167—1168 годов, и Спасо-Преображенский собор является одним из памятников, где в зримых образах нашли выражение новые вероучебные догмы.

Храм расписан фресками полностью, сверху донизу в несколько регистров. Фрески сохранились во всей программной полноте (80% авторской живописи XII в.) — одно это обстоятельство делает Спасо-Преображенский собор уникальным памятником: ни один из византийских и древнерусских храмов XII века не сохранил живопись в таком объеме. Уникальной является и сама программа росписи, и мастерство ее воплощения.

Фрески Спасо-Преображенского собора являются поистине уникальной энциклопедией православной иконографии, охватывающей гигантский пласт событий Ветхого и Нового заветов.

Другим памятником монументальной живописи, созданных в XIV столетии, росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря.

Известно, что эти росписи были созданы в 1313 году, то есть через три года после закладки собора. Лишь недавно полностью раскрытые из-под побелок, они представляют собой уникальный по полноте сохранившихся изображений ансамбль, уступающий разве что росписям Мирожского собора.

Снетогорские фрески в полной мере характеризуют формирующуюся в это время псковскую школу живописи с ее тяготением к контрастным сочетаниям темных подкладочных тонов и интенсивных энергично положенных белильных высветлений, которые оживляют напряженные, почти суровые лики святых и заставляют сиять их одежды, как бы отражающие неземной свет многочисленными тонкими белильными лучами — "асистами".

Положение во гроб (Мирожский монастырь)Составители программы росписи, используя многие традиционные сюжеты, определявшие содержание русских фресковых ансамблей второй половины XII века, дополнили их новыми иконографическими мотивами, которые разрабатывались в византийском искусстве на рубеже XIII—XIV веков. Сам по себе этот факт говорил о расширяющихся связях Пскова, находившегося на окраине византийского мира, с главными религиозно-культурными центрами Византии — Константинополем, Фессалониками, Афоном. Вместе с тем, такое соединение традиционности и свежести мышления, знания древних образцов и активного использования нововведений эпохи создавало тот неповторимый иконографический язык, который во многом определил своеобразие псковской живописи последующих столетий.

Именно на стыке традиции и новаторства рождается оригинальное иконографическое мышление псковских иконописцев, очень конкретное и обогащенное знанием литературных источников, что на несколько столетий определило их роль законодателей русской иконографии.

Псковская стенопись ХV века представлена всего одним ансамблем — фресками Успенской церкви в селе Мелетово, находящегося в 40 км. от Пскова. Созданные в 1465 году, они являются выдающимся памятником древнерусской монументальной живописи.

Редкий памятник монументальной живописи сохранился и в Довмонтовом городе Псковского Кремля. Как показали раскопки, в девяти из десяти раскрытых остатков каменных храмов, семь из которых датируются XIV веком, были обнаружены современные им фрагменты настенных росписей. В двух памятниках — в церкви Николы с Гребли (1383 г.) и в церкви Покрова (1352 г., 1398 г.) — живопись дошла в сохранности, позволяющей не только ее учесть, но и ввести в научный оборот как полноценный источник для изучения псковской монументальной живописи середины — второй половины XIV столетия.

Созданные псковскими мастерами росписи в этих двух храмах по своей живописной манере резко различались между собой. Росписи в церкви Николы представлены яркой красочной гаммой. И, хотя в создании их участвовало несколько мастеров, большая их часть работала в единой манере, привычной не для фрескистов, а скорее для мастеров-иконописцев и хорошо известной только по псковским иконам XIV—XV в. В церкви Покрова живопись была исполнена мастерами-фрескистами, палитра которых была ограничена минимальным набором красок, близким по своему колористическому звучанию известным фресковым ансамблям новгородских храмов.

Вознесение (Мирожский монастырь)
Вознесение. Мирожский
монастырь.

Снетогорский монастырь (фрагмент фрески)
Снетогорский монастырь. Фрагмент фрески.

Фрески в Снетогорском монастыре
Фрески в Снетогорском
монастыре.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта