Художественная промышленность
(от английского art industry; по-французски indusirie d'art)
Создание художественных декоративно-прикладных изделий, при помощи которых мы оформляем интерьер и быт методами современной индустрии. К подобным изделиям относится художественное стекло, фаянс, фарфор, ювелирные и прочие металлические изделия, мебель, ковры машинной вязки, одежда, декоративные и плательные ткани.
Художественная промышленность – это часть промышленности, которая создаёт предметы широкого потребления – металлическую, фарфоровую и стеклянную посуду, ткани и т. д. И тем не менее, художественные изделия промышленного выпуска отличаются от других бытовых вещей, которые, возможно, производятся на тех же предприятиях, художественной эффектностью, эстетическим дизайном. Они являются произведениями декоративно-прикладного искусства. Поэтому, личность художника, который вначале создаёт проект изделия, его творческий потенциал имеет для художественной промышленности особо важное значение. Массовый или серийный выпуск изделий происходит при участии автора проекта и под его руководством и организовывается коллективом технологов, инженеров, художников, а также рабочих-исполнителей.
Работа художественной промышленности базируется на машинном производстве, (к примеру, станки-автоматы и механическое оборудование на фабриках по производству ковров, печатные и жаккардовые машины на текстильных комбинатах и пр.). Вместе с тем в ряде предприятий данной отрасли наряду с механизированным производством и автоматизированным выпуском большей части изделий, применяется и ручной труд – ручная роспись фарфорофаянсовых изделий, алмазная огранка и изготовление сложных выдувных форм и т. п. Хотя преимущественно именно широкое использование машинного производства и отличает предприятия художественной промышленности от народных художественных промыслов, где в основном все операции выполняются вручную.
Отделение предприятий художественной промышленности от художественных ремёсел и её преобразование в особую производственную отрасль, было связано в прошлом с образованием феодальных городов, с развитием ремесленных корпораций и цехов – ювелирных, ткаческих, оружейных. Развитие в 16 – 17 веке мануфактур повлияло на образование различных видов декоративно-прикладных изделий и изменило сами методы их производства, всё более чётко отграничивая создание проекта от процесса его непосредственного изготовления.
Наиболее активно в Европе процветало изготовление художественных тканей и изготовление изделий из керамики и стекла. Наиболее важными центрами производства тканей были Брабанта и Фландрия – города Средней и Северной Италии, а стекла и керамики – Фаэнца и Венеция. В 18 веке Европу покорила керамика Дж. Уэджвуда и фарфор – Севрский и Майсенский.
В 18 – начале 19 века пышно процветало изготовление художественных изделий в России – камнерезных изделий (Демидовские камнерезные уральские заводы, Петергофская гранильная фабрика), фарфора (петербургский Императорский фарфоровый завод) и пр. С формированием производственных капиталистических взаимоотношений промышленно-индустриальные методы понемногу проникали в самые разные отрасли художественной промышленности.
Промышленному перевороту 18 – начала 19 века сопутствовала значительная демократизация ассортимента разнообразных художественных изделий (одновременно с выпуском дорогих парчовых и шёлковых тканей широко процветало ситцепечатное дело и хлопчатобумажное производство). Однако при этом качество художественных вещей стало на порядок ниже – изделия художественной фабричной промышленности, которые вытеснили из-за дешевизны производства изделия художественных ремёсел, являлись в то время ухудшенной копией предметов, изготовленных вручную и зачастую отличались стилевой эклектичностью.
Во второй половине 19 века некоторые теоретики и художники, такие как англичане У. Моррис и Дж. Рёскин, считая машинное производство враждебным искусству, провозгласили утопическую идею улучшения качества художественных изделий через возврат к ремесленной культуре средневековья.
В конце 19 – начале 20 века нигилистическое отношение к вопросу «машины и искусство» сменили тенденции вовлечения художественных сил в промышленность. Этим отличалась деятельность промышленно-художественных союзов, таких как Веркбунд в Германии и др. Это привело к возникновению ранних форм художественного конструирования или дизайна, который сформировал предпосылки для преодоления противоречия между машинным производством и художественным творчеством.
После первой мировой войны 1914 – 1918 годов художественная промышленность подверглась влиянию функционализма (художественные изделия, произведённые в мастерских «Баухауза» и пр.). В советской художественной промышленности 1920-х годов идеи промышленного искусства и конструктивизм сочетались с иллюзорно-утопическими попытками отыскать и подчеркнуть особый «пролетарский» стиль художественных изделий.
К середине 20 века всё более расцветающий прогресс технического производства снова, как и в 1920-х годах привёл к противоречиям между дизайном художественной промышлености и ручного декоративно-прикладного искусства, к внедрению техницизма, к отвержению декоративно-орнаментальных народных культур, внедрению и пропагандированию в художественной промышленности примитизированных рационализированных форм (чётких геометрических очертаний, гладких поверхностей, стеллажной мебели). Фарфор «избавляли» от декора, художественное стекло стало напоминать аптекарскую посуду и пр.
В конце 1960-х г. пластическая красота, декоративная изысканность и идейная осмысленность произведений художественной промышленности начинает звучать с новой силой. Они начинают подражать техникам старинного ремесла через средства современного технического производства, постоянно внедряя наряду с ретро-техниками разнообразные новые техники и приёмы.
Приборы для водки. Б.А. Смирнов. Хрусталь. 1949 г.
|
Фарфоровый сервиз. Художественная промышленность.
|
Стул. Т. Чиппендейл. Англия. XVIII в.
|